В среду, 13 ноября наконец-то могут начаться государственные интервенции на зерновом рынке. Как известно, основная задача государственных интервенций на товарных сельскохозяйственных рынках - стабилизация и поддержка цен и доходов сельскохозтоваропроизводителей. Оправдают ли интервенции надежды участников зернового рынка?

Главным недостатком как прошлых, так и нынешних интервенций является запаздывание государства с их началом. О высоких переходящих запасах зерна и прогнозируемом высоком урожае было известно загодя. Тем не менее в государственном бюджете не был предусмотрен адекватный объем средств на поддержку рынка. Предложения Минсельхоза увязали в многочисленных межведомственных согласованиях. Дело сдвинулось с места только в середине сентября, когда стало очевидно, насколько глубоко провалился рынок. Задержка начала интервенций как минимум на 2 месяца привела к снижению доходов производителей зерна и сказалась на ходе сева озимых под урожай 2003 года.

В свою очередь, главной причиной задержки стало долгое согласование новой концепции и, соответственно, механизма осуществления интервенций.

По сравнению с предыдущим годом значительно снижены входные барьеры для участия в торгах, что номинально должно привести к увеличению количества продавцов. Так, размер лота составляет всего 100 тонн, задаток за участие в торгах снижен до 29 рублей за тонну. Цель благородна - дать возможность участия в торгах мелким товаропроизводителям. Однако отсутствие ограничения по покупке минимального количества лотов теоретически может привести к валу заключения мелких договоров поставки, что, соответственно, вызовет рост транзакционных издержек со стороны государства (ГУП ФАПа).

В прошлом году торги проходили на условиях франко-элеватор на поставку на конкретный элеватор. В нынешние интервенции биржевые торги намерено проводить на условиях, так сказать, "абстрактного" франко-элеватора на 6-ти региональных базисах поставки, каждый из которых включает несколько субъектов РФ. На фоне перегруженности элеваторов урожаем текущего года "размытость" базиса поставки может привести к ряду коллизий и повышает риски участия в программе. Ведь транспортное плечо в рамках одного базиса может достигать тысячи километров, а стоимость транспортировки зерна - 200 и более рублей за тонну.

Серьезным барьером для участия в программе является требование об обособленном хранении запасов интервенционного фонда. Его выполнение приведет к замораживанию значительной части мощностей элеваторов и повышению издержек.

В настоящее время Северный Кавказ, Центральное Черноземье и Поволжье нацелены на экспортный рынок. Цены в этих регионах на франко-элеваторе на пшеницу третьего класса составляют около 2200 рублей. Естественно, что в интервенционный фонд здесь может закладываться только зерно, которое уже лежит на элеваторе, отобранном государством.

Другая ситуация складывается в Западной Сибири. При средней цене на пшеницу 3-го класса 1700 рублей здесь реалистично ожидать активного участия продавцов в интервенционных закупках.