Введение Россией импортных квот на мясную продукцию создает принципиально новую ситуацию на аграрно-продовольственных рынках страны, краткосрочные и долгосрочные последствия которой еще предстоит оценить. Пока же стоит рассмотреть организационно-технические аспекты предлагаемых мер.
Пример сахарной индустрии, в которой впервые в практике российского таможенного регулирования было введено тарифное квотирование, показывает, насколько сложна реализация подобного решения. Даже через несколько лет на рынке продолжают действовать "серые схемы", позволяющие ввозить внеквотный сахар в страну без уплаты высокой таможенной пошлины. Проблемы, которые встанут при квотирования импорта мяса и мясопродуктов, несравненно сложнее.
Прежде всего, мясо, в отличие от сахара, не является однородным товаром. Наряду с объемными мясными товарами - абсолютными субститутами российской продукции, имеются мясные товары, традиционно закупаемые по импорту, в частности, тримминг. А квота уравнивает подобные товары, находящиеся в различных частях ценового спектра и промышленного и потребительского спроса.
Красное мясо (говядина, свинина) может являться "самодвижущимся товаром": в свое время, после введения импортных пошлин на мясо, были весьма популярны схемы импорта убойного скота. Пока не видно причин, по которым подобная практика не может возобновиться с введением импортных квот.
Квоты не распространяются и на ряд других кодов ТН ВЭД, импорт в рамках которых находится пока в "латентном" состоянии, но может активизироваться при благоприятных условиях. Речь, в частности идет о колбасных изделиях, мясных консервах и т.д. Если европейцы не являются столь серьезными конкурентами в этих секторах рынка (российские потребители отдают безоговорочное предпочтение отечественной продукции), то производители Украины и Белоруссии хорошо знают предпочтения россиян и могут воспользоваться новой более благоприятной ситуацией.
Последнее соображение ставит на повестку дня более общую проблему торговых отношений с нашими соседями по СНГ. Как известно, по отношению к этим странам действует беспошлинный режим торговли. Если на импорт продукции устанавливается общая объемная квота (как это предполагается сделать по отношению к мясу птицы), то под указанную меру автоматически подпадают и страны СНГ. Но если вводится тарифная квота (на свинину и говядину), то страны СНГ не подпадают под ее действие. А Украина, например, является одним из ведущих поставщиков говядины на российский рынок.
Расчеты ИКАР показывают, что при росте ВВП страны на 4% в год среднедушевое потребление мяса будет, при прочих равных условиях, возрастать почти на 5%, в том числе мяса птицы - более чем на 9%. Введение квот может создать благоприятные условия для экономического роста в животноводческом секторе страны. Однако для этого необходимо тщательно продумать детали нового регулирующего механизма.
